Ноябрь 4, 2016

Психологические аспекты изучение английского языка: а годы идут…

Для большинства людей, стремящихся как к профессиональному, так и личностному развитию, знание английского на сегодняшний день просто “a must”. Даже не буду приводить скучную статистику использования английского на конференциях, в переписке, в различных областях бизнеса, искусства и науки. Вы прекрасно понимаете, насколько распространен этот язык в мире. Скажу только, что согласно TNS – крупнейшей организации по исследованию рынка – 18% украинцев владеют английским на уровне выше среднего. Много ли это? Вряд ли. В общем-то, вопрос не в этом. Вопрос в том, насколько каждый из нас готов взять на себя личную ответственность за рост данного показателя.

Александра Верхняцкая, психолог

633
0
Изучение с удовольствием

Мне очень хочется поделиться с Вами своими наблюдениями и мыслями на данную тему – уже 10-ый год, как я преподаю английский и, что называется, «накипело». Так вот… Сначала о том, с чего начинать и как относиться к этому весьма увлекательному процессу.

Да-да. Процесс непременно должен быть увлекательным – иначе – не видать Вам level up. И не важно, какие лично Вы найдете движущие мотивы – подходящая программа обучения, чертовски-привлекательный преподаватель, четкое понимание поставленных целей и преимуществ в результате «овладения», или какие-то другие детерминанты. От процесса освоения нового нужно получать удовольствие. Я бы назвала этот аспект «Выучить английский и не умереть от скуки».

Если с мотивацией определились, идем дальше. Что-то мне подсказывает, большинство из Вас смогут перечислить основные приемы в изучении английского – читать литературу, запоминать определенное количество слов в день, мастерить карточки с переводом новых слов и выражений на обратной стороне, расклеивать эти же карточки на разных предметах, чтобы «были на виду» (собственно, то же самое и с неправильными глаголами), пользоваться специальными компьютерными программами и т.д. За все мои годы преподавания, я встретила всего несколько человек, которые систематично (!) использовал эти методы. Вывод – все хорошо в меру. Как только Вы чувствуете внутреннее сопротивление – Ваша мотивация, скорее всего, начнет снижаться, и как следствие, концентрация внимания и результаты тоже. К чему я веду? Определите удобный (или актуальный в данное время) ритм: либо это спринт – максимально интенсивное обучение в течение короткого времени, либо марафон – долго, медленно, но уверенно.

Понятие достаточно тесно связано с психотипом, то есть, с индивидуальными личностными особенностями человека. По этой причине, кто-то может выучить английский самостоятельно, задавая свой собственный темп и придерживаясь его, кому-то необходимо взаимодействие с другими участниками и общение в группе, а кто-то ищет репетитора, считая, что таким образом эффективность от обучения выше. Мое личное мнение – индивидуальные занятия тоже не гарантия успеха. Все идет изнутри: мотивация, систематичность, правильно заданный темп. Ведь и преподаватель имеет свои личностные характеристики и не факт, что ваш стиль общения, особенности восприятия и манера поведения будут резонировать, даже если вы оба профессионалы своего дела и замечательные люди.

Необходимая практика

Моменты с формой обучения прояснили. Теперь, непосредственно, к практике.

  • Узнавайте, читайте, слушайте, обсуждайте (естественно, на английском), темы, которые Вам интересны. Говорите о том, что цепляет, забавляет, злит, расстраивает, другими словами, о том, что вызывает эмоциональный отклик.
  • Конкурируйте, преимущественно, с собой, а не с другими участниками.
  • Сознательно используйте хотя бы несколько новых слов или выражений на каждом занятии – активизируйте и актуализируйте лексику.
  • Общение на иностранном языке должно быть для Вас комфортным в плане Вашего привычного стиля общения. Кто-то учит идиомы, слэнг, анекдоты, что делает речь более разнообразной и яркой, а кто-то зубрит термины и устойчивые выражения по старым, но основательным учебникам и нет-нет, да ввернет где-то «Let me speak from the bottom of my heart». Каждый стиль имеет полное право на существование.
Пару слов о языковом барьере

Опять же, сошлюсь на опыт – состоявшиеся взрослые люди довольно часто испытывают барьеры при необходимости общения на английском. И это при том, что уровень владения английским, скажем, Intermediate. Перечислю основные причины этого явления, а вот, главный вопрос «что с этим делать?» оставим для следующей статьи. И так.

Сложность заключается в том, что к общим психологическим барьерам (темп речи, статус, обстановка, предубеждения, темперамент и прочее) добавляются еще и лингвистические (знание лексики, грамматики, произношение, акценты, неологизмы). Человек, вполне допустимо, может испытывать некое внутренне напряжение, а по-простому, страх.

  • Страх выглядеть глупо или потерять авторитет;
  • Страх неправильно понять сообщение;
  • Страх неправильно передать информацию;
  • Страх произвести неправильное впечатление;
  • Страх получить двойку – Здравствуй, школа!

Пожалуй, вот такая она – верхушка айсберга. До новых встреч! Take care :-)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2015 «ЯПсих!»

Разработка - студия "Слово"