Октябрь 9, 2015

Как сделать из ребенка социального инвалида?

«Надень шапочку, там холодно», «Застегни пуговицу», «Завяжи шарфик – простудишься», «Съешь бутерброд – а то умрешь с голоду», «Вытри сопли, а то любить никто не будет», «Позвони своему начальнику, а то с работы уволят»… Думаете это просто поток сознания? Вряд ли вы так думаете. Уверена, что либо слышали подобный поток в свой адрес от мамы, папы, бабушки, дедушки или слышали, как подобное говорили другим или сейчас говорят детям. Знаете ли вы, что такая опека делает из нас – социальных инвалидов?

Любовь Гасанова

1843
0
Социальный инвалид – кто такой?

Начнем с определения слова «инвалид» – это человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Социальный инвалид – человек, не способный или испытывающие большие трудности в процессе адаптации в обществе. Такому человеку сложно коммуницировать с другими, проявлять себя, свою индивидуальность и таланты (которые непременно есть у каждого), брать на себя ответственность за свои действия и свою жизнь, добиваться поставленных целей, преодолевая препятствия.

Хотите знать, как люди становятся социальными инвалидами? Благодаря трепетной любви своих заботливых родителей. Да, да, я не утрирую и не передергиваю. Ведь в понимании многих взрослых гиперопека воспринимается как трепетная и нежная забота о своем ребенке. «Я ведь тебе только хорошего желаю», – говорят мамы и папы. Наверняка вы такое слышали, и наверняка не раз. И вот из такого хорошего вырастают незрелые, не самостоятельные, ни на что не способные личности. Кому от этого хорошо? Вопрос риторический.

Забота или контроль?

Многие родители искренне считают, что они не делают ничего плохо, если принимают все решения за ребенка, не оставляя ему не то что права выбора, а даже такой возможности – выбирать. Многие ограждают малыша от какой-либо работы, дел, – мол, еще наработается. Часто можно услышать: «Я защищаю его от жизненных невзгод» или «Он еще набьет шишек в своей жизни. Пока я рядом, их будет меньше», «Вот как вырастет, тогда пусть живет, как хочет, а пока я буду решать, мне так спокойнее», «Для него (нее) так будет лучше». В общем, оправданий море.

Лишая ребенка возможности выбирать, лишая его возможности приобрести новый опыт. И когда ребенок вырастает – он просто уже не может жить так, как хочет, потому что он не понимает, чего он хочет, он не знает как это, и, будучи взрослым дядей или тетей боится брать на себя ответственность и делать что-то новое, непривычное. Он боится трудностей, конфликтов, иногда боится сам себя. С огромным трудом переносит неудачи (вплоть до самоубийства). Вот вам и социальный инвалид. Внешне – абсолютно полноценный, здоровый человек, у которого море перспектив и возможностей. Но внутри – маленький напуганный ребенок, который боится сделать лишний шаг без мамы и папы.

Специалисты выделяют два вида гиперопеки: потворствующая и доминирующая.

Ты гений потому что ты гений!

Потворствующая гиперопека – это когда родители всячески показывают и внушают ребенку, что он априори самый лучший, самый умный, самый красивый. Он по умолчанию такой, но не по факту (не потому что проявляет определенные качества, делает какие-то успехи, имеет достижения). Такая опека формирует истероидный тип личности, для которой характерны такие черты как: капризность, повышенная громкость, неспособность быть тихим и незаметным (когда это необходимо), хвастовство, импульсивность, надменность, алогичность и вообще трудности с логическим мышлением и установлением причинно-следственных связей, исключительная сфокусированность на себе и неспособность говорить о других. Интересно, что нередко такие люди становятся клиентами пластических хирургов, так как воспринимают свое тело словно пластилин из которого можно лепить все что захочется. Вы знаете таких людей? Думаю, встречали и не раз.

Да, картинка вроде бы не слишком веселая. Но многие думают, что таким людям живется намного легче, чем адекватным, способным осознавать свои недостатки, понимающим, что таки не все им под силу. Ведь куда приятней думать, что ты гениален во всем и что прекрасен всегда и идеален как Бог. Но увы, чтобы вы себе не внушали и во чтобы не верили, реальность остается реальностью. Мы все с недостатками, у каждого есть слабые стороны. И это нормально. Люди с адекватным восприятием себя и реальности способны коммуницировать с другими и способны достигать поставленных целей. Истероидный тип – не способен. У такого человека, как правило, большие амбиции. Разве это плохо? Конечно нет, если для этого есть основания. А если амбиции сформированы на пустом месте? Разочарование неизбежно.

Такие люди не способны переживать трудности, которые нередко встречаются в попытке достигнуть цели. Приходит жестокое разочарование. Ведь какими были ожидания? Раз и все получилось. А тут бац – и трудности. А с трудностями такой человек справляться не привык. Ведь фактически от рождения все трудности за него решали родители, рассказывая какой он при этом великолепный.

В подобных ситуациях, человек может впасть в депрессию, может озлобиться и обвинять всех и вся в своих неудачах, а может и покончить жизнь самоубийством (уж слишком жестокое и тяжелое разочарование). Вот они «прекрасные плоды» потворствующей гиперопеки.

Командовать парадом буду я!

С определением доминирующей гиперопеки, думаю, проблем не возникнет. Тут в общем-то все понятно. Все решения за ребенка принимают родители. Они всегда знают, что для него лучше, что ему хочется и что ему нужно. При такой опеке у малыша очень много ограничений: это не делай, то нельзя, это тебе не на пользу. Какой результат?

Прежде всего, из-за недостатка самостоятельности и какого либо опыта у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении. А это одна из важнейших потребностей, благодаря которой личность окончательно созревает.

Итак, что же получается из такого малыша? Конечно же человек, которому свойственны такие характеристики: низкая самооценка, безинициативность, безответственность, избегание социума, жизнь по принципу «лучше не высовываться», робость, страх перед чем-то новым, зависимость от других. Такие люди часто становятся козлами отпущения, всегда работают в подчинении, отдавая право принимать решение другим. Также может наблюдаться отсутствие интересов в жизни, желание учиться, познавать что-то новое, приобретать новый опыт. Как говорится, чем тише, тем лучше. Друзей тоже крайне мало. В некоторых случаях происходит регресс в когнитивной (познавательной, мыслительной) сфере. А как иначе? Ведь при такой опеке ребенку не нужно думать, прилагать какие-то умственные усилия – все решают родители. А во взаимоотношениях с ними главное – послушание и привязанность.

Вместо вывода

Многие из нас – уже, будучи очень взрослыми – продолжают испытывать родительскую гиперопеку. Вам может быть 40 лет, а мама по-прежнему будет рассказывать вам во что одеться и как накалывать вилочкой огурчики. У многих это вызывает бунт, сопротивление и желание таки доказать родителям, что вы – самостоятельная и взрослая личность. Это, кстати, одна из распространенных причин серьезных конфликтов между родителями и взрослыми детьми. Что в таких случаях делать? Читайте здесь.

А тем, кто планирует стать родителями, нужно помнить – главная задача папы и мамы – нет, не опекать, а научить ребенка быть самостоятельным. Как говорит психолог Дмитрий Карпачев – научить ребенка обходиться без родителей! И если вы справитесь с этой задачей – значит свое предназначение как папа и мама вы выполнили!

 

Фото: AdMe.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2015 «ЯПсих!»

Разработка - студия "Слово"