Октябрь 24, 2015

Заразиться стрессом и агрессией

Наверняка со многими случалось подобное: после общения с человеком, переживающим депрессию или просто в очень плохом настроении, самого начинает одолевать грусть. По мнению ученых, это вполне нормальная реакция. Такой же принцип актуален и для стресса.

372
2
От одного к другому

Ученые немецкого института когнитивных процессов и мозга им. Макса Планка (Max Planck Institute for Human Cognitive and Brain Sciences) под руководством Вероники Энгерт провели любопытный эксперимент. Выбранного добровольца нагружали безумным количеством математических тестов и постоянным прохождением интервью. Нагрузка была максимально высокая, что привело к тому, что у испытуемого начался стресс (на это указывали гормональные изменения). Все это время, за процессом наблюдал еще один человек, который до начала эксперимента был в спокойном состоянии и не испытывал стресса. В процессе эксперимента выяснилось: у наблюдавшего повысился уровень гормона стресса – кортизол на 26%. Этот показатель увеличивался до 40% если наблюдавший знал главного добровольца (участника эксперимента).

Специалисты называют это эмпатическим (сочувственным) стрессом, который способны переживать люди даже к тем, с кем эмоционально не связаны.

Еще важный нюанс проведенного исследования – это способ наблюдения за тем, кто испытывает стресс. Так, эмпатический стресс возникал в 30% случаев, при которых наблюдатель смотрел за происходящим через одностороннее зеркало.

«Телевизорным» путем

Если же на испытуемого в момент эмоциональной нагрузки смотрели посредством видеозаписи, стресс возникал в 24% случаев.

В принципе, разница не слишком существенная – 6%. Что это может значить для каждого из нас? А то, что когда мы смотрим телевизор, по которому мощным потоком изливаются негатив, убийства, войны, и другие человеческие беды и пороки – мы получаем хорошую «порцию» стресса. Вся эта информация влияет на наше психическое и физическое здоровье. Если мы смотрим все это постоянно, испытываем хронически сочувственный стресс. А последствия его отнюдь не радужные: иммунитет ослабевает, появляются воспаления, развиваются сердечно–сосудистые заболевания, злокачественные новообразования и т.д.

Осторожно! Дети

Интересно то, что созерцание актов насилия, смерти, сцен войны не просто вызывает стресс, но также влияет на поведение человека – приводит к развитию агрессии, ненависти, злости, повышенной раздражительности и желанию проявлять насилие  по отношению к другим. В особенности этому подвержены дети и подростки. Хотя, взрослые также – ведь не зря СМИ активно используют для разжигания ненависти и войн.

Кстати, не стоит забывать, что описанные выше эксперименты подтверждают не только влияние телевидения на психику ребенка, но и поведения родителей. Ведь созерцать подобные негативные сцены, увы, некоторым детям приходится не только с голубых экранов, но и в собственном доме, в своей семьей.

Интересные факты приводит Джон Грей, автор книги «Дети – с небес», свидетельствующие о довольно сильном влиянии телевидения и кино на психику и поведение ребенка. Вот что пишет психолог в своей книге (далее, до конца статьи приведен отрывок из книги):

«Хотя принцип «Посеешь насилие — пожнешь насилие» осно­ван прежде всего на здравом смысле, он также подтверждается и научными исследованиями. После беспорядков в Лос-Анд­желесе в 1989 году перед несколькими группами детей прокру­тили трехминутную видеозапись этих событий. Затем детей отправили играть в комнату, где были игрушки, связанные с насилием и не связанные с насилием.

Если детям говорили, что насилие на пленке — всего лишь игра актеров, то они меньше играли игрушками, связанными с насилием, и выбирали нейтральные или развивающие игры. Если же детям говорили, что они видели запись сцен реального насилия, то почти все они выбирали жестокие игрушки. Агрессивные порывы заметно усилились. Очевидно, картины реального насилия на экране пробудили агрессивные тенденции в детях. До четырнадцати лет мыслительные способности детей еще не достаточно развиты для того, чтобы до конца понимать, что та или иная ситуация гипотетична. Даже если специально об­ратить внимание ребенка на то, что телевизионные герои всего лишь разыгрывают насилие, он будет помнить об этом недол­го. Если напомнить ребенку о ситуации уже через пять-десять минут, его эмоциональная реакция на фильм будет такой же, как реакция на документальные кадры. Пока мыслительные способности не достигли определенного уровня, для ребенка реально все, что кажется ему реальным. Сцены насилия или подлости на телеэкране в некоторой степени притупляют спо­собность детей развить в себе здоровую невинность, умирот­воренность и чувствительность.

Если ребенок НЕ перегружен телевизионными сценами насилия и подлости, он чувствует себя более уверенно, расслабленно и умиротворенно.

Если родители полагают, что тот или иной фильм приемлем для детской психики, но все же уверены в этом не до конца, то им лучше не вести ребенка в кинотеатр и подождать, пока этот фильмы выйдет на видео. Фильм на видео, дома при включен­ном свете воздействует на психику гораздо меньше, чем в темном зале кинотеатра с огромным экраном. Кинотеатр по­могает взрослому человеку преодолеть скептическое отноше­ние к иллюзии и глубже пережить эмоциональный накал фильма. Кинотеатры созданы для того, чтобы взрослые отре­шились от реальности и на время с головой окунулись в мир кино. Когда же речь идет о детях, наша задача состоит как раз в противоположном: не дать им забыть о том, что происхо­дящее на экране не реально.

Слишком много фильмов по телевидению и в кинотеатре, даже если они не содержат сцен насилия, тоже могут стать причиной эмоциональной перегрузки детей. Это одна из са­мых распространенных причин, почему дети теряют контроль над своим поведением. Дети учатся главным образом путем подражания. Они делают то, что видят. Чрезмерная нагрузка на органы чувств приводит к перевозбуждению нервной сис­темы, и ребенок становится раздражительным, требовательным, эмоционально неуравновешенным, гиперактивным, кап­ризным, слишком чувствительным и отказывается идти на со­трудничество со старшими. Слишком интенсивная стимуля­ция оказывает нездоровое воздействие.

Не перекладывая ответственности

Однако нередко те же люди, которые громче всех сетуют на сцены насилия на телеэкранах, сами угрожают своим детям насилием и наказаниями. Конечно же, кое в чем они правы: насилие на теле- и киноэкранах действительно оказывает не­гативное влияние на детей и подростков, но не следует преуве­личивать роль телевидения, поскольку его воздействие несо­измеримо с воздействием родительской воспитательной фило­софии и практики.

Если ребенка приучают думать, что он плох и заслуживает наказания, то насилие, которое он видит на телеэкране, ока­зывает на него гораздо более сильное негативное воздействие. Если же ребенок растет, не зная тумаков, наказаний и чувства вины, то, хотя насилие на экране по-прежнему оказывает на него определенное воздействие, оно по меньшей мере не кажется ему привлекательным. Родители должны постараться оградить детей от насилия и секса на теле- и киноэкранах.

Родители в силах вырастить детей здоровыми. Нельзя взваливать всю вину за рост детского насилия на Голливуд. Голливуд всего лишь показывает нам то, что мы хотим видеть. Пока детей растят на чувствах страха и вины, они будут с интересом смотреть поставляемые Голливудом сцены насилия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2015 «ЯПсих!»

Разработка - студия "Слово"